Идея правового государства в России: определение и сущность

Андрей Александрович Кондрашев

Доктор юридических наук, профессор,

заведующий кафедрой конституционного, административного и муниципального права

Юридического института Сибирского федерального университета,

email: legis75@mail.ru

Опубликовано в журнале «Российское право: образование, практика, наука», № 1 (2017), С. 17-20

 

 

Анализируется генезис идеи правового государства и ее воплощения в России. Автор формулирует свою концепцию правового государства, согласно которой правовое государство означает не подчинение государства собственному праву, а построение государства и его институтов на началах равенства и справедливости, создание эффективных механизмов реализации человеком своих прав и свобод.

 Ключевые слова: правовое государство, конституция, права и свободы человека, гражданское общество

 The genesis of the idea of the rule-of-law state and its implementation in Russia are discussed in the article. The author proposes his personal view on the problem and builds the original conception of rule-of-law state. From the author’s point of view, rule-of-law state is not a state subordinated to its own laws but a state which institutions are built on the base of equity and justice and which creates effective mechanisms for implementation human rights and freedoms.

 Key words: rule-of-law state, constitution, human rights and freedoms, civil society

 

Конституция РФ впервые в нашей истории определяет Россию как правовое государство (ст. 1). Идея правового государства является одной из важнейших основ конституционного строя, ведущей конституционной ценностью нового государства.

Все годы советской власти правовое государство рассматривалось как синоним законности и имело множество коннотаций. Представляется, что в настоящее время это понятие не просто стало неким идеалом, но и вообще рассматривается в отрыве от конституционной практики. Большая часть признаков, или институциональных структур, которые являются необходимыми элементами механизма реализации правового государства, в нашей стране отсутствуют либо действуют неэффективно или в ущерб реализации личных прав и свобод. Интересно, что еще в середине 2000-х гг. западные авторы отметили данную тенденцию формирования российской правовой государственности. «Все институты демократического правления, созданные при Ельцине, – писал Т. Колтон, – в настоящее время действуют неэффективно либо пребывают в „замороженном“ состоянии»1.

В последние годы правовая государственность стала отождествляться с укреплением государственных институтов, формированием «властной вертикали» и необходимостью ограничить личные права и свободы под предлогом защиты публичных интересов (обороноспособности, безопасности, прав других лиц и т. п.). Государство постоянно пытается взять под контроль институты гражданского общества, ограничить общественную активность, не допустить к участию в политических действиях (выборах, публичных мероприятиях и т. п.) оппозиционных групп, не подконтрольных режиму. К. Малфлит очень точно заметил, что «слабость гражданского общества, неспособного функционировать как независимый от государственной власти организм, влечет за собой неразвитость ценностей и установок, которые в нормальных условиях позволяют правовой системе функционировать бесперебойно и которые считаются гарантированными в зрелых демократиях»2.

Правовое государство в нашей стране стало в значительной мере метафорой, в которой конкретный гражданин не видит содержания. Данный термин используется для достижения государством политических и геополитических целей, а именно для того, чтобы доказать цивилизованным странам, что наше государство тоже входит в число либеральных демократий и рыночных экономик. Но это грубо искажает суть идеи правового государства – государства для конкретного человека.

Термин «правовое государство» произошел от немецкого Rechtsstaat, обозначавшего в конце XVIII в. доктрину, согласно которой в государстве должны обеспечиваться верховенство конституции страны и подчиненность ей действий государства. В англо-саксонской терминологии в качестве аналога Rechtsstaat используется the rule of law – «верховенство права», но он отнюдь не полностью совпадает по смыслу с понятием «правовое государство», которое поэтому переводят на английский как the legal state или the law-bound state3.

Понятие Rechtstaat появилось в первой трети XIX в. в трудах немецких юристов К. Т. Велькера, Р. фон Моля, Р. Г. Гнайста, И. Х. Фрайхера фон Артина. Однако до сих пор единого, общепризнанного в мировой научной доктрине определения правового государства не сформулировано. Концепция правового государства изменялась, разные исторические условия существования общества детерминировали различия во взглядах мыслителей, исследовавших эту проблему. При этом следует напомнить, что как таковое правовое государство его первый германский теоретик Р. фон Моль считал совместимым с любой формой организации государственной власти. Правовое государство у него обозначало не цель и не содержание государственной деятельности, а способ ее осуществления4. Р. фон Моль понимал правовое государство как «новый тип конституционного государства, которое должно основываться на закреплении в конституции прав и свобод граждан, на обеспечении механизма судебной защиты индивида»5.

В советские времена концепцию правового государства отвергли и вместо нее предложили теорию «социалистической законности». Но после крушения СССР эта концепция вновь была воспринята отечественной юриспруденцией в качестве основы для создания демократической государственности. Как же современные исследователи определяют правовое государство? Можно выделить несколько подходов.

  1. По мнению большинства государствоведов, правовое государство связано с подчиненностью власти праву. Так, с точки зрения В. А. Туманова и В. Е. Чиркина, «правовое государство – это демократическое государство, организация и деятельность которого, всех его органов, должностных лиц основаны на праве и связаны с ним»6. Более развернутое определение дано Е. И. Козловой, которая указывает, что «главное в идее правового государства – связанность государства правом, гарантирующая предсказуемость и надежность действий государства, подчинение государства праву, защиту граждан от возможного произвола государства, его органов»7.
  2. Второй подход к пониманию правового государства больший упор делает на защиту прав и свобод граждан. Так, В. А. Виноградов определяет правовое государство как государство, осуществляющее государственную власть только на основе Конституции и законов, которые формально и материально соответствуют Конституции и имеют целью защиту человека, свободы, справедливости и юридической безопасности, а также гарантируют юридическую возможность оспаривания в соответствующем суде правовых актов или действий государственных органов и должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан8. Сходную дефиницию предлагает О. В. Самсонова, утверждая, что правовое государство – это организация публичной власти, которая создает условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти с целью недопущения злоупотреблений9.
  3. Некоторые конституционалисты, давая определение правовому государству, выделяют в основном организационно-правовые аспекты функционирования только государственной власти. Н. М. Добрынин, например, считает правовым «государство с конституционным режимом правления, реальным разделением властей, обладающее развитой и эффективной правовой системой и действенным механизмом общественного контроля»10.
  4. Четвертый подход, который можно условно именовать синтетическим, пытается объединить позиции приверженцев приведенных выше подходов. По мнению сторонников указанной точки зрения, правовое государство – это демократическое государство, где обеспечиваются господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной власти11.
  5. В юридической науке существует и подход, согласно которому правовое государство – тавтология или вовсе ненаучная теория. Если государство правовое по природе, тогда правовое государство – «масло масляное», если государство не является по природе правовым, тогда правовое государство – это утопия12. Приверженцы указанного подхода считают, что сам рассматриваемый термин означает «справедливое государство». Так, В. П. Реутов, отмечает, что идея правового государства зарождалась как идея справедливого государства, деятельность которого должна быть организована в соответствии с гуманными законами, строго соблюдаемыми людьми13.

Каково же наше понимание сущности правового государства? Конечно, ошибочно представление о правовом государстве как о связанном правом. В таком случае и гитлеровское государство является правовым, поскольку те же ограничения прав еврейского населения Германии проводились на законодательной основе согласно принятым рейхстагом правовым актам о чистоте германской крови.

Подлинное правовое государство – это отнюдь не подчинение государства праву, не связанность государства собственными законами, а прежде всего такое построение государственных институтов, их формирование, взаимодействие и реализация ими государственных функций, которое основано на критериях справедливости и равенства, подконтрольности институтам гражданского общества. Как абсолютно правильно отмечает Ф. М. Раянов, «сущность конституционализма и правового государства прежде всего сводится к реальному функционированию выработанных многолетней историей человечества демократических институтов. Если государство формируется (учреждается) государствообразующим (гражданским) обществом, то есть выборным путем, контролируется институтами гражданского общества, нарушители конституционных положений из числа государственных служащих, включая самые высокие уровни, привлекаются к соответствующей ответственности, то мы имеем правовое государство»14.

Для понимания сущности правового государства, очень важна эффективная реализация гражданином своих личных прав и свобод, наличие разных механизмов защиты этих прав и свобод, а равно и общественных институтов, которые способны контролировать деятельность государства и его должностных лиц (независимые СМИ, политические партии, общественные организации, профсоюзы). Правовое государство существует там, где самостоятельно действуют институты гражданского общества, которые формируются гражданами без участия и давления государства. В правовом государстве стержневая идея – высшая ценность прав человека, защита автономии человека, его достоинства. Государство лишь институт, который существует для удовлетворения и защиты естественных прав человека, а любые государственные интересы всегда нацелены на охрану естественных прав каждой личности и вторичны по отношению к этим правам.

Есть в идее правового государства момент, который часто и необоснованно упускается из виду. Это осознание гражданами ценности права как ведущего социального регулятора, активное пользование своими субъективными правами, а не архаичными практиками (самосуд, обращение к мафиозным организациям для решения споров). Гражданам нужно четко понимать, что любое нарушение их прав как со стороны других граждан, так и со стороны государства или коммерческих организаций не должно оставаться без реакции. То есть гражданин должен знать свои права, нормы закона и уметь их применять, а не отвергать право и закон. К сожалению, именно незнание своих прав и неверие в способность защитить их с помощью обращения в суд и породили правовой нигилизм, который свойствен российскому обывателю.

Исходя из изложенного попытаемся сформулировать свое определение правового государства: это организация публичной власти, формируемая обществом на основе принципов свободных выборов, разделения власти, независимости судебной власти в целях реализации и защиты прав и свобод каждого гражданина, подконтрольная институтам гражданского общества.

 

 

1 Colton T. Putin and the Attenuation of Russian Democracy // Leading Russia: Putin in Perspective. Essays in Honour of Archie Brown / ed. by A. Pravda. N. Y., 2005. P. 103–117.

2 Малфлит К. Можно ли считать современную Россию правовым государством? // Неприкосновенный запас. 2008. № 5. С. 8.

3 The Rule of Law: Perspectives from Around the Globe / ed. by F. Neate. London, 2009.

4 См., например: Моль Р. фон Энциклопедия государственных наук. Спб., 1868. С. 169.

5 Mohl R. Die Polizei-wissensenschaft nach den Grundsatzen des Rechtsstaatts. Tubingen, 1832–1833. Bd. 1–2.

6 Конституция Российской Федерации: Энциклопедический словарь / В. А. Туманов, В. Е. Чиркин, Ю. А. Юдин и др. М., 1997. С. 214.

7 Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: учеб. М., 1998. С. 100.

8 Медушевский А. Н. Основы конституционного строя России: двадцать лет развития. М., 2013. С. 30.

9 Самсонова О. В. Правовое государство: сущность и понятие // Lex Russica. 2008. № 1. С. 178.

10 Добрынин Н. М. Основы конституционного (государственного) права Российской Федерации: 100 вопросов и ответов. Практическое руководство. Современная версия новейшей истории государства. Новосибирск, 2010. С. 415.

11 Короткова О. И. Формирование правового государства и обеспечение верховенства закона // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. № 5. С. 5.

12 Нарыкова С. П. Правовое государство и гражданское общество: мифы и проблемы (к вопросу о правовом государстве) // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2013. № 5. С. 55.

13 Реутов В. П. Правовое государство: тип, этап или форма? // Современные проблемы развития юридической науки и образования в Германии и России: сб. ст. Пермь, 2004. С. 104–107.

14 Раянов Ф. М. Теория правового государства в России: состояние, пути переосмысления // Lex Russica. 2015. № 8. С. 21.

 

 

Журнал зарегистрирован Роскомнадзором, свидетельство ПИ № ФС77-55438 от 17.09.2013
Адрес редакции: г. Екатеринбург, ул.Комсомольская, д. 23, к. 209. Тел.: (343)375-58-47.   Учредитель и издатель - Уральский государственный юридический университет
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Виртуальный хостинг и регистрация доменых имён от РуХостер Лицензия Creative Commons
Все публикации в журнале доступны по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.